Обстоятельный разговор с главным тренером женской сборной России по волейболу в сегодняшнем номере «Спорт-Экспресс»
Сегодня наши девушки начнут заключительный этап Лиги наций матчем с США в Екатеринбурге. Также в соперницах Таиланд и Голландия. А на прошлой неделе россиянки выступали в Перудже: победы над Кореей (3:1) и Болгарией (3:0), и поражение от Италии (1:3).
Было очень важно победить Корею
– Как в целом оцените итоги итальянского этапа? – вопрос Панкову.
– Безусловно, положительно. Мы победили сборную Кореи, с которой предстоит встретиться в августе в Калининграде в отборе на Олимпиаду-2020. Азиатки привезли в Перуджу не до конца боевой состав, но и у нас он такой же. Встреча с кореянками получилась тяжелой – в третьем сете соперницы создали приличный отрыв. Хорошо, что удалось переломить ход игры – это очень важно.
– Прежде всего в психологическом плане?
– И в этом смысле, и стратегически. А вот у Болгарии обязаны были выигрывать. В заключительном матче начали хорошо против Италии, взяли первый сет, но не хватило концентрации. Количество ошибок перевесило правильные решения.
Но мне нравится, что начинаем демонстрировать правильный волейбол, пусть пока и с помарками. Вопросы остаются к блокированию и действиях в защите. На сегодня соперники защищаются лучше. Тем не менее, у сборной Россиипоявляется мощная атака, иногда довольно скоростная – все зависит от четкости.
Еще не все девушки готовы на сто процентов, но это объяснимо. Теперь нам предстоит этап в Екатеринбурге, где основная задача сначала физически, а потом и технико-тактически достичь высокого уровня.
– Правильно понимаю, что в плане долгосрочной стратегии Лига наций рассматривается как турнир, где есть возможность посмотреть и обкатать резерв национальной команды?
– В какой-то степени. Соревнования проходят сразу после окончания чемпионата страны, а их начало совпадает по времени с финалом Лиги чемпионов. Если туда пробился бы российский клуб, то, понятно, что взять оттуда игроков не получилось бы. Календарь сложный. Зато появляется возможность дать шанс проявить себя молодежи, определить перспективы, выделить тех, кто в потенциале способен заменить старших.
– Давайте вернемся к матчу с Италией. На мой взгляд, ключевой моментом встречи – когда Россия повела в начале второй партии, но потом позволила хозяйкам выйти вперед. Что случилось?
– Здесь все понятно. Отдали две неверных в смысле тактики передачи не в ту сторону, застряли в блоке – и посыпались. Не забили те мячи, которые должны были. Вели 7:3 и вместо еще большего отрыва получили 8:8. Если так же четко проводили бы розыгрыши, как в начале сета, не позволили бы опередить себя.
А так… Итальянки смогли разогнаться, а мы, к сожалению, остановились. Но в целом все равно в том матче выглядели хорошо. И четвертую партию здорово провели – пусть и уступали 16:10, сумели почти ликвидировать отставание, не прекращали бороться. Это мне понравилось.
Однако все-таки видно, что команда физически подсела – прежде всего, волейболистки четвертой зоны, доигровщицы. Да и блокирующую Лазаренкопоменял, потому что «поднаелась». Конечно, за хозяек жарко болел полный зал, попасть в такой «котел» тоже полезно для становления психологии команды. Другое дело, что нужно стараться в любых условиях решать задачу. У нас был шанс зацепиться за финальный турнир Лиги наций – понятно, что призрачный, но могли туда пройти.
– То есть такое поражение, как против Италии, закаляет и становится залогом будущих побед?
– Повторю: эта игра очень полезна. Выступать на жаре в 32 градуса, когда люди падают в обморок, а мы терпим… (Накануне встречи с Россией прямо на площадке в ходе матча с Кореей стало плохо лидеру итальянок Паоле Эгону. Ее отвезли в больницу, против наших она не выходила – Прим. В.К.). Так воспитывается характер, выносливость и крепость коллектива.
Юринская в диагонали потому, что у Халецкой проблемы с коленями
– Мне очень понравилась игра Татьяны Юринской в Перудже. Кого, кроме нее, можете выделить?
– Юринская выходила на позиции диагональной, так как Мария Халецкаяиспытывает проблемы с коленями. Особого выбора и не было. Поставили Юринскую в диагональ, поскольку она находится в хорошем тонусе, и для нее нет принципиальной разницы, откуда атаковать – из второй зоны или из четвертой. У Татьяны периодически возникали проблемы с нападением с задней линии, потому что она участвует и в приеме.
Тем не менее, Юринская начала сыгрываться со связующей Романовой – вместе выступали за «Заречье». Постепенно восстановили взаимопонимание, в итоге дошло до атак с задней линии – во всяком случае, Юринская часто нападала из первой зоны.
Еще мне понравилось, что против Италии включили в арсенал первый темп с забеганием во вторую зону сзади: переключились на более скоростные передачи за спину на слабейший блок, и это дало эффект. Другое дело, что не всегда забивали, потому что зачем-то смягчали удары. То, что перепрыгиваем блок, понятно, но дело-то в том, что бьем не на сто процентов мощно, а итальянки хорошо работают в защите. Тем не менее, темп игры правильный, здорово, что переключаемся на такие пасы.
– Плюс это придает разнообразия нападению.
– Конечно. Если постоянно дергать соперниц первым темпом, то у Воронковойи Парубец появляются возможности атаковать из четвертой зоны на одиночном блоке или на разрыве двойного. Тактически это верно.
Прошли некоторые комбинаций с Парубец, но их пока все равно мало – Ксения много принимает, это ее оттягивает назад, сложно бежать на крест или отсечение после приемов дальних мячей. Видно, что пока Парубец устает. Иногда красиво контратаковали, но у нас пока отсутствует четкий прием, периодически ошибаемся, это мешает.
Добавлю, что против Италии Парубец перестроилась: с высоких передач стала бить по пальцам блокирующих. Это абсолютно правильное решение, потому что если атаковать низко, то никак не подстраховать – мяч вертикально отскакивает в пол. Поэтому давал задание пробивать высоко, а не на уровне троса. Ксения в целом выполняла установку.
– Мы сами не всегда усложняем жизнь соперницам на приеме.
– Верно. По ходу встречи с итальянками ослабили подачу: если вначале четко направляли мячи в Пьетрини и смогли ее нейтрализовать, то в третьей партии подавали очень слабо и стали ошибаться.
Здесь тоже понемногу прибавляем: если раньше не перебивали на чужую половину 10-15 мячей за матч, то сейчас меньше. Правда, аккуратность тоже мешает – необходимо разумно рисковать. Если подаем в либеро, а не попадаем в нападающего, то такое бессмысленно. У Ди Дженнаро сегодня лучший прием в мире, она четко доводит мяч до партнерш, идет быстрый розыгрыш. В итоге блокирующие Орлова и Лазаренко не успевают на прострельные передачи.
– Обратил внимание: скоростной пас оппонентов в «зону» – наша беда.
– Да. У Италии в центре большие – Данези и Кирикелла, прыгучие девушки, хорошо видят блок. Наша задача против таких – ставить зонный блок, чтобы закрывать определенные направления ударов. Когда у соперника оказываются три нападающих на линии, действуем один в один. Против Италии не всегда успевали, потому что забывали установку. Периодически следует действовать предельно конкретно.
При двух атакующих можно выпрыгивать на первый темп соперника или нет. Вот Лазаренко пару раз так смягчала атаку. Но во вторых частях партий все равно нужно уходить на край или на пайп (атака с задней линии из шестой зоны – Прим. В.К.), потому что Сорокайте оттуда набила нам 30 очков. Это очень много. Необходимо «читать» основных нападающих оппонентов: зачастую блокирующие смотрят на меня, даю задание перед нашей подачей, если не попадаю – ничего страшного, за это беру ответственность на себя. Показываю, куда уходить – вправо или влево.
Ну и подача должна быть сложной, пусть рискованной – иначе это заранее проигранное очко против таких сборных, как итальянская.
Прибавлять нужно во всем. Особенно – в защите
– В чем видите потенциал для прогресса команды?
– Мы должны добавлять в элементах, в качестве. Не всегда правильно нападаем – неверно выходим на мяч, бывает, что та же Воронкова просит пасовать ей быстрее, но попадает в аут, когда оказывается против одиночного блока. Принимаем в сторону, не доводим, мяч срезается, когда надо направлять его в перед собой.
Есть тактические проблемы: бывает, что у соперниц пасует либеро, а мы не идем на тройной блок. Это еще у нас не до конца отработано.
И самое главное – требуется добавлять в защите. Часто стоим, у нас случаются только разовые удачные действия. Оборона ведь основная вещь, которой добываются очки. Поднимаем, идет контратака и реализация – самое необходимое для победы, потому что сниматься можно постоянно, балансировать на счете, но побеждать реально только доигровкой. Или блоком.
Подачу, конечно, тоже требуется улучшать. Сейчас определяем скорость. Все наши тренеры в клубах используют радары. Должны уходить за 70 км/ч в планере и за 90 км/ч – на силовой. Я стал сторонником последней, она эффективнее.
– Это Воронкова-style.
– Да. Еще Юринская и Воробьева способны так подавать. Моя задача довести вылет мяча за 90 км/ч, потому что тогда он точно не доводится до связующей, игра соперника упрощается. Или выигрываем очко эйсом. В общем, если есть возможность подавать силовую, надо обязательно это делать, развивать элемент.
– Планер себя изживает и в женском волейболе?
– Я бы не сказал, потому что у женщин он сложнее, чем у мужчин – ребята такие принимают сверху. Мы сейчас тоже заставляем это делать. Как только подача соперника меньше 70 км/ч – обрабатываем мяч именно так. Так, увы, тоже не все умеют. Поэтому все время говорю клубным: учите принимать сверху. Некоторые же запрещают так играть, что абсолютно неправильно. Нужно уметь работать пальцами, они чувствуют мяч.
Болельщики, потерпите
– Начиная с первого этапа, люди далекие от волейбола, которые смотрели только на результат, прилично критиковали команду. Что можете сказать в ответ?
– Что, безусловно, хочу, чтобы все сильнейшие участвовали в каждом соревновании, как можно больше побеждали и радовали нашего зрителя. Но у части игроков есть проблемы. У кого-то травмы, у кого-то – перегрузка. Это не дает привлечь сразу всех. Есть четкие задачи, к примеру, отобраться на Олимпийские игры, достойно выступить на чемпионате Европы. Вот основные турниры. К ним надо готовиться, поэтому снимаем часть игроков с Лиги наций, даем время на восстановление и направляем все силы на главные старты.
Могу извиниться перед болельщиками, но прошу, чтобы они потерпели – в Лиге наций играем молодежью. Она многого хочет, но пока не все может. Ждем побед и роста молодых, качественных волейболисток.
– По итогам четырех этапов кто-то из совсем молодых сделал заявку на то, чтобы закрепиться в сборной?
– Есть надежды на Котикову, которая уже имеет опыт выступления в плей-офф чемпионата мира в прошлом году в Японии. Анна должна лучше играть, но травма не позволяет ей в раскованно перемещаться по площадке, поэтому выходит на короткие отрезки.
Есть высокая связующая Матвеева, ей всего 16 лет. Кадочкина здорово играла в чемпионате, хотя тоже молоденькая. У нее бойцовский характер: показала, что совсем не хуже, а то и лучше основных и более старших игроков. Были на сборах и заметили Горбунову из молодежной команды. Есть Кочурина, которую еще не привлекали, но видели, как она выступала в Казани в основной и второй командах. Все они – наше будущее. Поэтому к ним следует относиться и бережно, и требовательно одновременно.
Поэтому не рад, что есть те, кто, как, допустим, Бровкина или Шевчук 2000 года рождения, сидят на лавках в клубах. Просим тренеров и руководство отдавать их туда, где будут выходить на площадку.
– К отбору на Олимпиаду, чемпионату Европы в сборную вернутся все основные исполнительницы?
– Конечно. Правда, вопрос по Кошелевой на сегодня пока открыт. По остальным же все решено. Надеюсь, что все лучшие будут в составе. Вот на чемпионате мира-2018 после травмы Гончаровой попали в такую яму, что у нас 18-летняя Котикова играла в составе. Анна проявила себя здорово, но на каждой позиции должна присутствовать приличная конкуренция.
– Сколько человек из нынешнего состава имеют реальные шансы поехать на отбор на Олимпиаду?
– У нас есть месяц. Все, кто выступает в Лиге наций, станут готовиться. Кто себя проявит, тот и попадет в заявку на квалификацию. При этом мне уже сейчас понятны перспективы части игроков.
– Каковы планы сборной после этапа ЛН в Екатеринбурге?
– Неделю отдохнем. 28 июня начнем месячную подготовку: две недели станем заниматься «физикой» и техникой, затем перейдем к тактике. 2 августа стартуем в отборе на ОИ.
Вячеслав Короткин («Спорт-Экспресс»), 18 июня 2019 г.